Сергей Шутов. Фосфены и
мы
Концепция
Это – давно ждущая своего
воплощения история про фосфены, «ложные» изображения, возникающие при закрытых
глазах перед «мысленным взором». Фосфены можно генерировать или стимулировать
посредством современной аппаратуры, официально используемой, в частности, для
лечения слепоты посредством неких (ноу-хау) электромагнитных волн. «Картины»,
произведенные в воображаемом зрении посредством такой безопасной стимуляции
генерации фосфенов, можно рассматривать как персонифицированный визуальный
опыт, где автором становится сам субъект, т.е. этот опыт является альтернативой
восприятию визуального искусства – своего рода, прототипом искусства будущего.
Здесь уместно вспомнить об идее Бойса о том, что каждый человек – художник,
эзотерическом положении «Шамбала – внутри нас» и прогрессивной идее искусства,
доступного каждому. В подготовительной фазе проекта, проводится видеозапись
испытания и интервью, которое критики – добровольные участники эксперимента –
дают художнику в качестве своеобразной инструкции для визуализации. В каком-то
смысле речь идет о попытке диалога между представителями разных профессий
одного цеха современного искусства, причем изначальный input художник получает от критика, т.е. все
происходит в обратном порядке по отношению к привычной схеме «произведение –
текст». А аналогия с психоанализом с его методом свободных ассоциаций позволяет
обнаружить механизмы воображаемого в интерпретации абстрактных образов.
Описание проекта
Выставка «Фосфены и мы»
состоит из трех частей. Первая часть – это медицинский аппарат, который
провоцирует у перципиента фосфены – зрительные ощущения, возникающее у человека без
воздействия света на глаз, которые представляют собой светящиеся точки, фигуры,
появляющиеся самостоятельно в темноте. Аппаратура состоит из недорогого компьютера,
генерирующего сигналы посредством специального софта, а также специальных
трансляторов-пластин, располагающихся вокруг головы воспринимающего субъекта.
Этот медицинский аппарат расположен в пространстве, имитирующем кабинет доктора
Зигмунда Фрейда.
Элементы декоративного
убранства кабинета, а именно софа с подушками и коврами, а также полочка с
коллекцией античных головок изготовляются посредством росписи тканей, фигур из
папье-маше (имитирующие скульптуру), подушек и софы IKEA. В этом пространстве зритель может испытать
на себе действие этого аппарата (безопасного для здоровья и не причиняющего
никакого дискомфорта).
Вторая часть –
это шесть вертикальных видеомониторов, на которых шесть специалистов по
вербализации художественных образов описывают свой опыт наблюдения фосфенов в
реальном времени (московские арт-критики). Фосфены генерируются посредством
простого нажатия на глазное яблоко. Важно, что эти герои, не обладая
ремесленными навыками создания художественного продукта, являются специалистами
по описанию изображений, в том числе абстрактных. Видео демонстрируется с
английскими субтитрами.
Наконец, третья часть –
это живопись, исполненная по инструкциям и описаниям этих добровольных
участников эксперимента. Художник здесь становится добросовестным исполнителем,
восстанавливающим оригинал со слов профессионалов и очевидцев. Вероятнее всего,
это – абстрактные картины, частично основанные на указании (например, «передо
мной сияющий желтый круг»), частично – на вынужденном домысливании. Это как
минимум шесть холстов 200х150 (если пространство не позволяет, возможно,
меньший размер).
Во время вернисажа и
(или) выставки может проводиться видеосъемка новых участников эксперимента,
чтобы по прошествии времени у нас остался артифицированный материал – фильм,
воссозданный по записанному тексту.
|